г. Краснодар, ул. Димитрова, д. 166

175 лет назад, 20 апреля 1832 г. петербургский акушер Андрей Мартынович Вольф впервые успешно перелил роженице с акушерским кровотечением кровь ее мужа и тем самым спас ей жизнь.

Вольф использовал для переливания аппарат и методику, полученную им от пионера мировой трансфузиологии Джеймса Бланделла, который выполнил первую успешную трансфузию в Лондоне 25 сентября 1818 года.

Много крови с тех пор утекло в сосудистое русло реципиентов. Далеко вперед шагнула трансфузиологическая наука: открыты группы крови, внедрены технологии получения и применения компонентов и препаратов крови. Однако, как и прежде, миллионы жизней больных людей спасает кровь доноров. Дар своей крови - символ современной цивилизации, пример гуманизма, феномен социальной солидарности.

Надо помнить о своих корнях. Не случайно "круглый стол" по проблемам донорства и службы крови, состоявшийся 20 февраля 2007 года в Государственной Думе Российской Федерации, рекомендовал определить 20 апреля как ежегодный торжественный памятный день - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ДОНОРА КРОВИ.

Имя первого российского донора, мужа спасенной роженицы, кануло в Лету. Его кровь оказалась к счастью совместимой с кровью супруги, хотя шанс на неудачу был более 40 % . До открытия групп крови оставалось около 70 лет.

Известен точный адрес первого переливания крови. Операция была выполнена в квартире пациентки, которая жила в доме Рагинского, современный адрес которого - Лермонтовский проспект в Санкт-Петербурге, дом 10. По-видимому, это выдающееся событие российской истории должно быть отмечено памятником или мемориальной доской.

К сожалению, мы не в курсе подробностей биографии Вольфа. Эта неизвестность может быть объяснена отсутствием каких-либо академических званий Вольфа. Он был просто практикующим врачом.

В развернувшейся на страницах "Военно-медицинского журнала" дискуссии профессор Медико-хирургической академии И.В.Буяльский, ссылаясь на эксперименты, проведенные в XVII веке Denis, Lower и другими, подверг суровой критике три рекомендации А.М. Вольфа: 1) избегать трансфузий крови животных; 2) отказаться от открытого шприца, который позволяет крови контактировать с воздухом; 3) отказаться от начального заполнения трубок водой. Жизнь подтвердила правоту практика - пионера гемотрансфузии в России.

Вольф занимал должность "гражданский генерал-штаб-доктор". Эта должность в правительстве Санкт-Петебрурга означала положение младшего (позднее - старшего) акушера-гинеколога. Он работал под официальным руководством академика С.Ф. Хотовицкого, профессора Медико-хирургической академии, который поддерживал переливание крови несколькими и мог быть инициатором командировки Вольфа в Лондон. Кстати, скончавшийся в 87-летнем возрасте Джеймс Бланделл оставил капитал, размер которого в современных ценах составляет 50 млн долл.США.

Интересно, что, как и 175 лет назад, передовые технологии службы крови приходят к нам из-за рубежа. Но изменилась ли скорость этого внедрения? Между переливаниями крови, выполненными Дж. Бланделлом в Англии и А.Вольфом в России, прошло 14 лет. В мае 1999 в центре крови Сантьяго де Компостела (Испания) выполнена первая процедура вирусинактивации одной дозы плазмы метиленовым синим (аппарат "Макотроник"). В мае 2006 года эта технология зарегистрирована в России. Прошло лишь 7 лет. Вывод: за 175 лет скорость внедрения передовых технологий в службу крови России удвоилась.

* * *

Мы гордимся своей историей. В Национальный день донора эту гордость можно выразить просто - прийти на донорский пункт. Проведение донорских сессий 20 апреля позволит:

- создать запас эритроцитов на майские праздники;

- поддержать пропаганду идей безвозмездного донорства.

Доноры - родственники и сегодня составляют существенную часть донорского контингента. Как и 175 лет назад, возглавляют этот отряд будущие отцы. Сумел стать отцом - можешь быть и донором. А акушерские стационары всегда будут нуждаться в компонентах крови.

Развитие цивилизации и высоких медицинских технологий генерировали два новых обстоятельства. Во-первых, нередко для лечения одного пациента требуется кровь десятков доноров (например, в онкогематологии) - никаких родственников не хватит. Во-вторых, для сложных операций не врач едет к пациенту, а пациент - в специализированный стационар. Родственники, по понятным причинам, не всегда могут совершить подобное путешествие в другой город.

Выход - в социальной солидарности и желании помочь ближнему. Если все мы будем донорами, то и если беда придет к нам, нашим близким - кровь будет доступна каждому. Донорство полезно для физического здоровья и психологической полноценности. В майские праздники может пригодиться и дополнительный отгул, полученный по донорской справке.